Как отразить в бухгалтерском учете затраты на заправку картриджей

Сегодня трудно представить предприятие, которое не использовало бы в своей деятельности копировальный аппарат, принтер, факс или какой либо другой атрибут современного офиса.
Но чтобы это оборудование работало, для него периодически необходимо приобретать расходные материалы.

К расходным материалам, которые предприятия используют в ходе эксплуатации офисного оборудования, обычно относят картриджи, тонеры (порошок) или чернила для картриджей, чистящие салфетки и т. п. Как затраты на приобретение этих материалов следует отражать в учете? Для примера возьмем замену или заправку картриджей для принтера.


Картридж не соответствует понятию объекта основных средств так как он не является законченным устройством, выполняющим определенные самостоятельные функции, а потому не может считаться малоценным необоротным материальным активом.
Нельзя расценивать картридж и как МБП. К ним, в первую очередь относятся инструменты, хоз. инвентарь, специальное оснащение, спецодежду и т. п. — т. е. предметы, для которых характерна обособленность и возможность выполнения самостоятельной функции. Картридж не получится использовать без принтера. Он выполняет свою функцию только в составе этого устройства — дает ему возможность печатать. И когда эту функцию он полностью выполнил (выработал свой ресурс), его меняют на новый или перезаправляют. Причем такая замена/заправка происходит не из-за поломки, а в связи с израсходованием содержащегося в нем красящего вещества, что является особенностью использования подобных устройств. Ничего общего с ремонтом, модернизацией или другими видами улучшения оргтехники эти процедуры не имеют — картридж не повышает скорость печати, не добавляет к существующим возможностям техники новые и не изменяет существующие. И замена, и заправка картриджа служат исключительно для того, чтобы поддерживать оргтехнику в работоспособном состоянии.
Поэтому и сам картридж, и тонер (или чернила) целесообразнее всего рассматривать как расходный материал независимо от срока использования, а его замену/заправку — как техническое обслуживание принтера.

Замена/заправка картриджа: документальное оформление.

Замену картриджей предприятия обычно осуществляют собственными силами. А вот заправку их тонером или чернилами в большинстве случаев доверяют специализированным организациям (сервисным центрам). И это неспроста. Специалисты проведут эту процедуру в технически подготовленных условиях на специальном оборудовании с использованием рекомендованных расходных материалов.
Отношения со специализированной организацией обычно оформляют договором подряда. Факт предоставления услуг по техническому обслуживанию оргтехники подтверждает акт выполненных работ. Его подписывают представители обеих сторон при приеме-передаче работ.

Отработанный картридж (если он не подлежит перезаправке) списывают на основании акта списания. Его обычно составляют в произвольной форме.

Отражаем расходы на замену/заправку картриджа в учете.

Бухгалтерский учет.
Затраты на техобслуживание оргтехники с привлечением сторонней организации включаем в расходы отчетного периода и отражаем в зависимости от направления их использования в составе:
• административных расходов (Дт 92);
• расходов на сбыт (Дт 93);
• прочих расходов операционной деятельности (Дт 94).
Если расходные материалы приобретаем самостоятельно, то сначала относим их на субсчет 209 «Прочие материалы». Затем по мере расходования, т. е. выдачи со склада в эксплуатацию, так же отражаем их стоимость в расходах отчетного периода в зависимости от направления использования офисной техники (Дт 92, 93, 94). Основанием для этого служит накладная-требование типовой формы № М-11.

Налоговый учет.
Затраты на расходные материалы (на техобслуживание) фактически уменьшают финрезультат, а значит, и объект обложения налогом на прибыль. Причем у всех плательщиков, независимо от объема доходов.

НДС.
Суммы НДС, которые предприятие уплатило (начислило) в составе стоимости услуг по техобслуживанию оргтехники или при покупке расходных материалов, попадают в налоговый кредит ( п. 198.3 НКУ) по первому из событий ( п.198.2 НКУ). Но только при условии, что поставщик зарегистрировал налоговую накладную в ЕРНН ( п. 198.6 НКУ).

Выводы:

• Картридж — это расходный материал, а его замена — техническое обслуживание принтера.
• Затраты на расходные материалы для оргтехники фактически уменьшают бухгалтерский финансовый результат, а значит, и объект обложения налогом на прибыль.

Теги: 
Оценка пользователей: